Черно-белый — это возможность взглянуть на нынешний мир через призму дневников писателей, известных каждому. Вы узнаете, как воспринимали окружающий мир и самих себя они — гении пера, написавшие книги, определившие понятие классика литературы, — а на деле такие же простые люди, как и мы с вами.

Критика в отношении себя и своих произведений, житейские советы, философские размышления, тонкий юмор, искренняя творческая тоска, рассуждения о любви, политике и понемногу вообще обо всем, что их беспокоило.


Черно-белый, потому что мы делим заметки писателей на: имеющие негативный оттенок (черный) и позитивный (белый).
Черно-белый — это возможность взглянуть на нынешний мир через призму дневников писателей, известных каждому. Вы узнаете, как воспринимали окружающий мир и самих себя они — гении пера, написавшие книги, определившие понятие классика литературы, — а на деле такие же простые люди, как и мы с вами.

Критика в отношении себя и своих произведений, житейские советы, философские размышления, тонкий юмор, искренняя творческая тоска, рассуждения о любви, политике и понемногу вообще обо всем, что их беспокоило.


Черно-белый, потому что мы делим заметки писателей на: имеющие негативный оттенок (черный) и позитивный (белый).

х
Сегодняшний выпуск посвящен Булгакову, и он носит особый характер по двум причинам: во-первых, он сделан при поддержке Музея Булгакова, во-вторых, мы попытались найти цитаты, связанные только с путешествиями и отпуском.

Какой Булгаков сегодня ты?

  • Лето 1923 г. в Москве исключительное. Дня не проходит без того, чтобы не лил дождь и иногда по нескольку раз. В июне было два знаменитых ливня, когда на Неглинном провалилась мостовая и заливало мостовые. Сегодня было нечто подобное — ливень с крупным градом.
    О лете
    Дневник. 1923 год
  • 21 апреля я уехал из Москвы в Киев  и пробыл в нем до 10-го мая. В Киеве делал себе операцию (опухоль за левым ухом). На Кавказ, как собирался, не попал.
    О срыве планов
    Дневник. 1923 год
  • Я разъясняю Коктебель: ветер в нем дует не в мае или августе, как мне говорили, а дует он круглый год ежедневно, не бывает без ветра ничего, даже в жару. И ветер раздражает неврастеников.
    О ветре
    Путешествие по Крыму. 1925 год
  • Решил подать прошение о двухмесячной заграничной поездке: август — сентябрь. Несколько дней лежал, думал, ломал голову, пытался советоваться кое с кем. «На болезнь не ссылайтесь». Хорошо, не буду. Ссылаться можно, должно только на одно: я должен и я имею право видеть хотя бы кратко — свет. Проверяю себя, спрашиваю жену, имею ли я это право. Отвечает — имеешь. Так что ж, ссылаться, что ли, на это?
    О неудачной попытке получить визу
    Из письма 1934 года
  • Я устал. Изредка езжу в Серебряный бор, купаюсь и сейчас же возвращаюсь. А как будет с настоящим отдыхом — ничего не знаем еще.
    О неизвестности
    Из письма. 1939 год
В аттестате зрелости М.А. Булгакова стоят только две пятерки: по Закону Божьему и по географии. Неизвестные места привлекали писателя с детства. В 1934 году, подавая прошение о заграничной поездке, он обосновывал ее необходимость так: «...я должен и я имею право видеть хотя бы кратко — свет». В путешествиях Булгаков видел важный источник для творчества.
1
2
3
4
1
2
3
4
  • Словом, когда человек в Москве начинает лезть на стену, значит, он доспел, и ему, кто бы он ни был — бухгалтер ли, журналист или рабочий, — ему надо ехать в Крым. 
    О необходимости отпуска
    Путешествие по Крыму. 1925 год
  • Нигде и никогда таким воздухом, как в Ялте, не дышал. Не может не поправиться человек на таком воздухе.
    О чистом воздухе
    Путешествие по Крыму. 1925 год
  • Мы сделали великолепную прогулку без особых приключений. Качало несильно.
    О морской прогулке
    Путешествие по Крыму. 1925 год
  • Номера в два рубля «все заняты». Есть в три рубля.
    — А почему электричество не горит?
    — Курорт-с!
    О смягчающих обстоятельствах
    Путешествие по Крыму. 1925 год
  • Дорогой Топсон. Еду благополучно, и доволен, что вижу Украину. Только голодно в этом поезде зверски. Питаюсь чаем и видами. В купе я один и очень доволен, что можно писать.
    О купе
    Из письма. 1928 год
  • Засим: «Синоп»—прекрасная гостиница. Отдохнуть здесь можно очень хорошо. Парк. Биллиард. Балконы. Море близко. Просторно. Чисто.
    О гостинице
    Из письма. 1936 год
  • Мечтаю скорей сесть в вагон, путешествие наше меня манит и волнует.
    О приключениях
    Из письма. 1939 год
Булгаков любил Кавказ. Свои первые впечатления от Батума (1921 г.) он передал в «Записках на манжетах». В 1928 г. ему довелось побывать там вновь, а в 1936-м он отдыхал в Сухуми. Память о тех поездках сохранили стеклянные негативы, на которых писатель запечатлен на отдыхе. В Крым он впервые съездил в 1925 г. — почти месяц прожил в Коктебеле у поэта Максимилиана Волошина, высоко оценившего роман Булгакова «Белая гвардия».
М.А. Булгаков в Батуме
Стеклянный негатив (пересъемка с фотографии 1928 г.)
Принадлежал Л.Е. Белозерской
1
3
2
М.А. Булгаков в Батуме
Стеклянный негатив (пересъемка с фотографии 1928 г.)
Принадлежал Л.Е. Белозерской
1
3
2
Дом Волошина в те годы был местом притяжения для людей искусства. Хозяин, будучи прекрасным пейзажистом, нередко дарил гостившим у него друзьям свои работы на память о Коктебеле. Так однажды он отправил в Москву четыре акварели — Михаилу и Любови Булгаковым, а также их друзьям М.А. Чемишкиан и С.А. Ермолинскому. Акварель, принадлежавшая Марике Чемишкиан, сохранилась в коллекции Музея М.А. Булгакова.
Но вожделенной мечтой писателя была поездка в Европу. Он считал, что совершить ее должен каждый литератор. Однако его ни разу не выпустили из страны. В 1921 г. Булгаков не смог сесть на пароход, уходивший в Константинополь, но позже описал этот город в пьесе «Бег», в основном по воспоминаниям своей второй жены Л.Е. Белозерской. Она же рассказывала писателю о Париже, в котором жили младшие братья Булгакова Иван и Николай — в Париже разворачивается действие двух булгаковских пьес («Бег», «Кабала святош») и книги о Мольере. Так писатель восполнял нехватку личных впечатлений.
*Мы выражаем огромную благодарность сотрудникам Музея Булгакова за помощь
в подготовке этого лонгрида и предоставление архивных материалов и экспонатов.
Поделиться материалом: