Что такое автоспорт лично для вас?
ЕКАТЕРИНА
Очень яркая и важная часть моей жизни, благодаря которой я чувствую себя счастливым, полноценным и реализовавшимся человеком. Для меня это настоящая отдушина. Вообще, без соревнований, жизнь кажется блеклой и скучной.
ДМИТРИЙ
Культура и образ жизни. Несколько раз мне доводилось работать или участвовать в любительском автоспорте. Проявлять себя как организатор и как сотрудник команды, которая организует мероприятия. Поэтому я могу сказать, что для меня автоспорт – это реально часть жизни.
Важно ли образование в автоспорте? Или все приходит с опытом?
ЕКАТЕРИНА
Для того чтобы собрать хорошую и качественную машину, конечно, гоночному инженеру нужно образование, но еще важнее иметь опыт постройки автомобилей, и тогда все будет работать относительно исправно и надежно. Хотя, конечно, собрать надежный гоночный болид для дрифта — это задача практически нереальная. Мне очень понравилось высказывание одного из наших пилотов Сергея Леонидовича Кабаргина: «В дрифте строить машину, это все равно, что суп варить. Ты сам туда ингредиентов накидал, и сам потом его же и ешь». Ты сам выбираешь на чем ты поедешь, какой будет мотор, трансмиссия, и в зависимости от того, насколько верное ты принимаешь решение в процессе постройки машины, от этого будет зависеть на сколько ты будешь успешным в течение сезона. Одно неверное техническое решение может загубить всю карьеру. Свой опыт я приобрела путем проб и ошибок, я четвертый сезон в автоспорте и все мои знания получены очень тяжелым трудом и болезненными ошибками.
ДМИТРИЙ
Моя работа связана с организацией процессов в автоспорте. Это может быть работа с гостями, с пилотами, с выездами пилотов на тренировки или соревнования, или даже организация самих соревнований или гоночного трека, например, на льду или на гравии, когда мы с помощью бульдозера строим гоночную трассу. Конечно, образование очень важно. У меня оно гуманитарное, я магистр социологии и преподаватель высшей школы, но общий уровень образованности и эрудиции оказывает огромное влияние. От понимания того, где и как посмотреть то, что ты еще не знаешь, как найти нужную информацию, до общего представления, что эстетично, что будет лучше внешне и визуально. Это все жизненный опыт, эрудиция и образование.
Если бы у меня было более техническое образование, я бы, наверное, шел по другому пути и как бы это было — я не знаю. Весь мой текущий практический опыт я приобрел исключительно методом проб и ошибок, спрашивая, читая, разглядывая фотографии автодромов и гонок, просматривая трансляции onboard (записи, как пилот едет из салона авто). Учился ездить я по видеозаписям и книжкам, соревнования меня учили организовывать люди, к которым я пришел работать, дальнейший опыт я уже приобретал самостоятельно. Самое главное – это уметь искать и перерабатывать информацию.
Машины – это работа или хобби?
ЕКАТЕРИНА
Машина для меня однозначно хобби, потому что работа – это что-то такое, что должно приносить доход, а не забирать наоборот все деньги. Но, с другой стороны, если расценивать по количеству времени и сил, потраченного на машины, то конечно, никакая другая работа с этим не сравнится. Это очень большой и тяжелый труд, но все-таки для меня хобби.
ДМИТРИЙ
В настоящее время для меня все-таки это в значительной степени работа. Я работаю в сфере автоспортивного менеджмента, а это и прямая работа с машинами, и опосредованная (потому что в большей степени я работаю с людьми). Я очень люблю автомобили, я знаю как они устроены, знаю какие машины из прошлого мне приятны и почему, знаю современные машины. Но я не интересуюсь всеми новыми выходящими машинами, не разбираюсь бегло в модификациях машин последних моделей. А зачем? Это же просто продукты, которые потребляют люди. В памяти остаются классические автомобили, Ferrari F40, Ferrari 250 GTO, какие-то конкретные машины. Вся моя жизнь тесно связана с машинами в той или иной степени, и пусть, это не единственное, что меня интересует в жизни, но это очень большая ее часть.
Работа возможна только в команде?
ЕКАТЕРИНА
Работа в команде более эффективна, чем работа в одиночку, т. к. каждый человек, как правило, специализируется на чем-то одном. Когда твоя команда состоит из специалистов – это приносит свои плоды. Другое дело, что не все умеют работать в команде. Это искусство для настоящего руководителя суметь организовать работу так, чтобы команда работала сбалансированно и эффективно. Я, как человек с достаточным опытом руководства большим коллективом, точно могу сказать, что это дело непростое, но, если отнестись к нему с терпением и любовью – обязательно все получится.
ДМИТРИЙ
Работа в команде – это единственный способ достичь спортивных результатов, если мы говорим про автоспорт. В одиночку можно только утомиться, сделать что-нибудь очень особенное, но победить в одиночку невозможно (либо это будет ну очень сложно). Регулярные победы – это точно результат работы всей команды: люди, которые помогают тебе менять колеса, подсказывают тебе как ехать лучше (споттеры), люди которые со стороны наблюдают за движением автомобиля по трассе и комментируют по ходу, личные комментаторы, спортивные инженеры, люди, которые помогают настраивать автомобиль, в конце концов близкие люди, друзья, любимые женщины или мужчины, те, кто тебя поддерживают в этом (не говоря уже о тех, кто поддерживает финансово) – это все твоя команда. Нельзя в одиночку построить машину, настроить, научиться ездить и всех победить, потому что ты не успеешь заправиться, когда у тебя будет 5-минутный перерыв, и проиграешь.
Сколько времени требуется на создание готовой машины под те или иные соревнования? Месяц, год, вся жизнь?
ЕКАТЕРИНА
Невозможно создать автомобиль, который будет актуален на протяжении нескольких лет, особенно в дрифте. Каждый год придумываются новые технические решения, появляются новые автомобили, новые пилоты и каждый год автомобиль доделывается, переделывается и модернизируется. Поэтому для того, чтобы построить автомобиль, наверное, нужна вся жизнь.
Если же речь идет о чем-то конкретном – мы решили ехать в RDS GP и нам нужна для этого машина (в случае, если у вас есть команда супер профессиональных механиков, у вас есть четкое понимание, что вы хотите и нет проблем с поставками запчастей) – год – это адекватный срок для постройки проекта. Конечно, есть истории более быстрых построек, и за две недели, но это чаще всего выливается в технические проблемы, т. к. кроме постройки необходима настройка адекватной работы, обкатка машины и это тоже занимает определённое время.
ДМИТРИЙ
Если делать в одиночку, то, конечно, уйдет вся жизнь. Если делать с хорошими деньгами, инженерами, то постройка машины занимает от пары недель до полугода, в зависимости от того, какую машину мы строим и под какой регламент. Если под местечковые, любительские соревнования, то машину строить легко (при наличии денег). Если мы строим машину для гоночной серии RDS GP или для кольцевых гонок, или для ралли, то может быть это будет не так быстро.
Метод проб и ошибок
ЕКАТЕРИНА
Все новые решения всегда находятся методом проб и ошибок, и как правило, перед каждым пилотом в начале сезона стоит какая-то конкретная задача. Например, увеличить мощность автомобиля или снизить вес, улучшить управляемость, и уже исходя из этих задач просто ищется решение. Если речь о мощности мы думаем поменять мотор, или поставить более производительную турбину, может быть перейти на другой вид топлива и так далее. Каждый принимает решения в зависимости от его желания и бюджета.
ДМИТРИЙ
Если мы говорим о новых технических решениях, задачах по конфигурации трасс, или об организации процесса, как сделать его лучше и интереснее – ответ один: нужно пробовать, нужно ошибаться, исправлять ошибки и делать новые, и нужно пользоваться опытом других людей. Больше вариантов нет. Мы работаем в такой сфере, в такой обстановке, где все ежесекундно меняется. Есть острый ум, опыт (собственный или чей-то) и способность вовремя принимать нужные решения. Это и есть тот самый процесс изобретения.
3 необходимых инструмента для работы
ЕКАТЕРИНА
Блокнот, ручка и телефон.
ДМИТРИЙ
Телефон, очки и улыбка.
«Автоспорт – самый дорогой спорт»
ЕКАТЕРИНА
Когда меня спрашивают, сколько стоит заниматься автоспортом, я люблю отвечать, что автоспорт — это не дорогой спорт, это самый дорогой спорт. Расходы действительно колоссальные. Если честно, я в этом году, в какой-то момент перестала считать, потому что хочется плакать, когда видишь эти цифры. В расходы входят содержание автомобиля, команды, ремонт, шины, топливо, вся логистику. Это все складывается в сумасшедшие цифры, и иногда не понимаешь, откуда вообще столько денег взять. Но деньги почему-то находятся.
В этом году я ехала с двумя основными спонсорами – это букмекерская компания «Леон» и «AIMOL», занимающаяся производством моторных масел и других смазочных жидкостей для автомобилей. Конечно, я очень люблю своих спонсоров, я очень им благодарна, но, к сожалению, ни один спонсор не покрывает всех расходов на 100%. Но это те люди, которые в нас верят и вкладывают в нас не только деньги, но еще и время и силы. Если их будет больше – я буду счастлива.
ДМИТРИЙ
Автомобили стоят по-разному. Гоночные жигули можно построить за 80 тыс. рублей, дрифт-машина может стоить от 300 тыс. до 12-15 млн рублей, раллийные машины могут стоить от 300 тыс. рублей до 300 тыс. долларов. Насколько дорогое это удовольствие? Ровно на все деньги, которые у вас для этого есть.
У нас нет постоянных спонсоров, мы недостаточно интересны для серьезного уровня. Но спонсоры были и есть, обстоятельства меняются, порой все складывается очень хорошо.
Автоспорт в России
ЕКАТЕРИНА
Я считаю, что RDS GP — это самый крутой чемпионат по дрифту. В этом году – это 100% так, потому что никто в мире, кроме нас не провел полноценных сезонов. Есть серия основная GP, младшие серии Юг, Запад, Восток, Сибирь, и конечно, это самые крутые соревнования, и организация у них на высочайшем уровне. Если мы говорим про зимний дрифт, то в Красноярске есть Winter Drift Battle, где ребята в основном ездят на жигулях, и для меня это вообще любимый чемпионат. Он очень крутой, и я получаю огромное удовольствие, когда в нем участвую.
Если смотреть более глобально, то всегда считалось, что крутейший чемпионат — это Formula Drift в Америке (там конечно, большие бюджеты и более высокотехнологичные машины), D1 GP в Японии начинает потихоньку сдуваться. Но я считаю, что у нас самые крутые пилоты.
ДМИТРИЙ
У нас в стране не развита эта сфера. Капитализм в нашей стране всего двадцать лет из этого есть две проблемы: мы не умеем продавать и покупать в автоспорте, ни зрелища, ни машины, ни участие. И еще, у нас нет культуры потребления. Люди не привыкли платить за билеты, мерч, одежду с именами пилотов. Они готовы получать это даром, или закрыть на это глаза и сосредоточится на чем-то другом. Я не могу их в этом винить.
Мировой автоспорт существует параллельно с капитализмом несколько десятков лет. Все это время в автоспорте были такие же коммерческие отношения, и люди, которые в него приходят в Европе, Америке, Азии, они понимают, что это такая же сфера жизни, как бизнес, как развлечения, как походы в кинотеатр. Просто расходы немного другие, но за это точно также нужно платить, это можно покупать или продавать. Я не знаю откуда мои сверстники и люди младше берут идею, что им кто-то что-то должен, что государство должно построить треки, и что-то еще дать. Я так не думаю. Но это нам здорово мешает.
Если бы мы больше понимали, что мы живем в обществе потребления, и только продажи и покупка помогают двигаться вперед. Не я это придумал, кому-то повезло заниматься этим, не имея финансовых возможностей, но сейчас мы имеем то, что имеем: автоспортом могут заниматься дети богатых людей и богатые люди. Все. Плохо это или хорошо, я не знаю. Но в России богатых людей мало. Есть люди, у которых такая возможность есть, а есть те, у кого такой возможности нет.
На гоночной машине по городу – это законно?
ЕКАТЕРИНА
Нет, мы конечно же, ни в коем случае не ездим на наших машинах по городу, во-первых, потому что это противозаконно (машина на каркасе, с внесением огромного количества изменений), мы просто не имеем права ездить на них по городу. Но даже если это было бы разрешено, я бы свой автомобиль на дороги общественного пользования не выставила, потому что, как минимум, это очень опасно. Это машина, которая провоцирует окружающих, стоит бешеных денег, так что рисковать ею выезжая в общий поток я бы никогда не стала. Мое отношение к тем, кто дрифтует и гоняет по городу крайне негативное и оно однозначно никогда не поменяется. Это люди, которые абсолютно безответственно и глупо себя ведут. Хочешь заниматься гонками – приезжай на трек и показывай там, что ты крутой и умеешь управлять автомобилем, город — это не место для гонок.
В Екатеринбурге в последнее время функционировало несколько ледовых автодромов (на водохранилище рядом с Рамадой, на озере Балтым и на Кубе), и все эти автодромы закрыли, потому что был конфликт с одним из владельцев коттеджей на озере, которому не понравилось, что по озеру гоняют. Все закрыли, но при этом у нас был один из сильнейших зимних чемпионатов, у ребят построены достаточно дорогие проекты, к нам приезжали со всего Урала и не только. И то, что сейчас это все закрыли, конечно, повлечет последствия, и люди начнут выезжать и дрифтить по городу, и честно говоря, при всем моем совершенно отрицательному отношению к гонкам по городу я этим ребятам ничего не смогу сказать. Потому что их вынудило правительство поступать подобным образом. Очень неприятно и обидно, что вот так наплевали на интересы людей, которые честно хотели заниматься автоспортом, безопасно для других. Очень жаль, что в моем городе произошла такая ситуация.
ДМИТРИЙ
Я занимаюсь спортивными машинами Mazda MX5, у нас 16 спортивных автомобилей. Иногда мы ездим на них по улицам города, но это случается скорее в режиме острой необходимости, когда нужно перегнать машину из гаража или сервиса в гараж. Просто так в ней по городу ездить не интересно, потому что для города очень неудобная посадка, в зеркала ничего не видно, машина довольно резкая, подвеска жесткая. В общем-то в этом нет никакой необходимости и смысла.
Те, кто гоняют по городу, меня не раздражают, они хотят реализовать то, что в них сидит, страсть к гонкам, и им негде ее реализовывать. Если люди поют под окном, я понимаю, что им хочется петь, если люди гоняют под окном, значит им хочется гонять. И мне тоже хочется гонять, как я могу их в этом упрекнуть? У меня есть возможность периодически оказываться за рулем хорошей машины на закрытой гоночной трассе, но не у всех есть такая возможность. Конечно, я бы мог упрекнуть государство, что их это не интересует, хотя это тоже возможность заработать. Но есть то, что есть. Я не считаю, что эти люди «уродуют» мою культуру или бросают на меня тень. На меня, как и на каждого из нас, тень может бросить только он сам, делая плохие вещи. Если я буду гонять вот так по городу, если я буду снимать об этом видеоролики, хвастаться, что нарушаю правила – я буду не прав. В остальном – это дело каждого.
Пандемия, которая испортила все
ЕКАТЕРИНА
Пандемия превратила нашу соревновательную жизнь в настоящий ад. Во-первых, многие не смогли вовремя получить нужные запчасти, построить машины, пришлось придумывать какие-то альтернативные варианты и технические решения. Это все не пошло на пользу качеству машин, которые мы получили в итоге. Кроме того, пандемия отразилась на частоте соревнований, пришлось 7 этапов умещать не в 5 месяцев, а в 3 и у нас не было времени восстановиться самим, или восстановить машины в случае поломки, и сезон получился самым тяжелым за весь мой соревновательный опыт. Но я рада, что мы через это прошли, несмотря ни на что, откатали полноценный сезон. Конечно, это также отразилось и на зрителях, которых стали пускать в меньшем количестве, и это печально, ведь все это мы делаем в первую очередь для публики, и когда их меньше мы грустим.
ДМИТРИЙ
Вообще появилось много времени подумать и это было очень полезно. Соревнования были частично отменены, частично перенесены, паузы между этапами сильно сократились (что усложнило жизнь людям). Стало меньше спонсоров и многие пилоты не смогли выехать из-за финансовых проблем. Лучше не стало точно.
Книги и фильмы про автоспорт
ЕКАТЕРИНА
Несмотря на то, что я действительно много читаю, книг про автоспорт мне читать никогда не приходилось. На ум приходят «Три товарища» Ремарка, но там не совсем про автоспорт, хотя так или иначе он там присутствует. Я вообще люблю читать и мне кажется, что это прекрасный процесс, который любого человека преображает, развивает и делает интересным.
Книжные рекомендации (не про автоспорт): «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла (мне кажется, он исследует бессмертные темы), «Приглашение на Казнь» Владимира Набокова, «Песнь Ахилла» Мадлен Миллер (события всем давно известны, но описаны они так, что книга действительно увлекает, даже несмотря на то, что ты знаешь, какой будет исход), нон-фикшн «0,05 Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия» Петра Атлантова (рекомендую всем, особенно любителям БАДов), ну, и «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – это одна из моих самых любимых книг, которую обязательно нужно читать в первую очередь взрослым.
Я особо не люблю фильмы, связанные с автоспортом, они, как правило, не очень реалистичны и правдоподобны. Но сама я в детстве, конечно же, смотрела «Форсаж», видела там, как раз, 34 Скайлайн, на котором ездил Брайн О’Коннор, и захотела себе эту машину и впоследствии эту мечту реализовала. Так что да, этот фильм на меня повлиял.
ДМИТРИЙ
Отечественная художественная литература про автоспорт: «Крутые дороги ралли» Карл Сочнов, «Трамплин-полет, из записок автогонщика» Олег Багданов. Из зарубежных я бы хотел отметить книги Ники Лауды «Моя судьба» и «Жизнь в Феррари», еще мне очень нравится книга Герхарда Бергера «Финишная прямая». Они скорее биографичные, но очень интересны, я бы советовал их прочитать.
Есть итальянский или европейский фильм про раллистов. По-моему, он еще черно-белый, я смотрел его в больнице, в детстве, и я помню эти раллийные машины. По-моему это были Lancia Stratos 037. Помню, как на меня это произвело впечатление.
Знаете название фильма, о котором говорит Дмитрий? Напишите нам на почту (hello@bgekb.ru) его название!
Где вы проводите вечер пятницы?
ЕКАТЕРИНА
Меня можно найти дома. Я превратилась в домоседа достаточно давно и если есть возможность просто побыть дома, поваляться и почитать книгу, полежать в ванне – для меня это большое счастье.
ДМИТРИЙ
Как правило, дома. Я заканчиваю работу со своей любимой женщиной, и мы проводим время вместе.
К чему вы стремитесь? Есть какая-то цель?
ЕКАТЕРИНА
Я стремлюсь к тому, чтобы совершенствоваться. Я не ставлю перед собой конкретных целей, потому что мне кажется, что весь кайф именно в процессе. Если я не стану чемпионкой мира по дрифту, я не стану чувствовать, что я не добилась каких-то целей. Но если я не буду стараться и развиваться, тогда я буду чувствовать себя не реализованной и несчастной.
ДМИТРИЙ
Я стремлюсь к внешней и внутренней гармонии, к балансу между внешними возможностями и внутренними желаниями и стараюсь, чтобы одно не перевешивало другое. В настоящее время у меня нет целей в автоспорте. Я достиг того, что я хотел, и сейчас я еще не нашел ответа на вопрос, что бы я хотел делать дальше в этой сфере. В других отраслях у меня есть свои интересы. А вот на какой машине я хотел бы погонятся – конечно, я хотел бы попробовать на автомобиле с открытыми колесами, так называемые формулы. Я бы очень хотел попробовать хорошую дрифт-машину, на хорошей трассе. И мне очень интересны кольцевые гонки, я хотел бы попробовать.
Но вообще, как человек, который родился с бензином в крови, я готов гонять на чем угодно, хоть на тракторах, хоть на грузовиках, хоть на формулах, лишь бы была подходящая компания, техника и возможности.
Советы новичкам
ЕКАТЕРИНА
Я бы, в первую очередь, посоветовала объективно оценивать свои возможности. И отдавать себе отчет в том, что автоспорт никогда не будет дешевым или простым. Автоспорт всегда будет требовать очень много времени, денег, сил, всегда будут преследовать технические сложности и просто нужно быть к этому готовым. Если вы думаете, что можно взять и ворваться в автоспорт и там уже будь что будет, это просто не работает. Я бы советовала начитать всем с зимнего автоспорта, зимнего дрифта, жигулей, с какого-нибудь чемпионата в Иркутске, Красноярске, покататься сначала там, в Новосибирске, попробовать свои силы, понять вообще ваше это или нет. Это тоже не будет дешевым удовольствием, не будет простым, но точно будет более бюджетно, чем летний автоспорт.
ДМИТРИЙ
1. Не пытаться построить машину самостоятельно с нуля! Это утопия. Инженеров среди нас намного меньше, чем хороших пилотов, стоит понимать, что человек построивший хорошую машину, далеко не всегда сможет на ней ездить.
2. Пользуйтесь услугами тренеров! Не надо думать, что ты все знаешь. Тренер поможет за год-два пройти путь восьмилетней длины. Проверено на себе. Работа тренера позволит продвинуться намного вперед, сэкономив огромное количество времени и сил.
3. Старайтесь ездить на хорошей технике. Жигули — это не вершина технического прогресса. Жигули, как автомобиль, ломает навык вождения, а не строит его. После них нужно сильно переучиваться на нормальной тачке, поэтому не тратьте на это время.
4. Если вы не знаете в какой части Великобритании купить себе за́мок – арендуйте его на год, потом примите решение. Не стоит покупать и владеть дорогой спортивной техникой, если вы не попробовали ее в аренде, если вы не уверены, что она вам подходит. Потому что примеров, когда хорошая техника пылится в гараже, а владелец не имеет финансовой возможности или просто боится на ней ездить, слишком много. Не будьте глупым человеком, который разобьет свою же мечту о свой же кошелек.
5. Пусть у вас все получится.
6. И, пожалуйста, читайте книжки!