статья
Рождество в русской литературе
О том, как отражается культура празднования Рождества в классической и современной литературе
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый -
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.


А. Блок
Так уж сложилось, что, рассуждая об отражении праздника Рождества Христова, в русской литературе, первым делом вспоминается «Ночь перед Рождеством» Гоголя:
Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты
Николаю Васильевичу удалось талантливо сплести воедино все элементы несерьезного жанра святочного рассказа и создать чарующее произведение на века.

Многие писатели и поэты так или иначе обращались в своем творчестве к этой теме. Вспомним эпизод с гаданием и страшным сном Татьяны в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина, который коротко и точно передал настроение Рождества: «...то-то радость!» или празднование святок в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.
Иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Рождественская литература в России соединила в себе традиционное христианство и народный фольклор, часто с откровенно языческими элементами. Церковь не одобряла ни колядок, ни ряжений, ни гаданий, ни святочных рассказов, но эти народные традиции так и остались связанными с рождественскими днями.

Празднуя Рождество Христово, мы славим Боговоплощение, обновление человеческой природы и веру во спасение. В народной культуре издавна укоренились определенные традиции, связанные с рождественскими днями: елка символ вечной жизни, которую даровал нам Христос, особая трапеза после длительного поста, посещение близких людей, дарение подарков (в воспоминание о дарах, принесенных волхвами младенцу Христу), проявление милосердия и помощь нуждающимся.
Рождество празднуется 12 дней: с 7 января до Крещения 19 января. Эти дни называются Святками и до революционных событий они проходили в нашей стране широко и весело. Рождество было самым любимым и долгожданным праздником. Устраивались маскарады и специальные праздники для детей – с переодеваниями, театральными постановками, подарками. Катки, ледяные горки, катания на санях и прочие народные забавы, доступные горожанам, продолжались весь рождественский период. В тяжелой крестьянской жизни рождественское время тоже было самым радостным и веселым. Особое место в рождественских гуляниях занимали колядки и гадания.

В святочные дни было еще одно любимое всеми времяпрепровождение собираться тесным кружком и рассказывать друг другу истории о потусторонних силах, испытывающих героя повествования на нравственную и духовную прочность. Рождественская философия создает особое настроение уюта домашнего очага, тепла человеческих отношений. Все это отразилось в святочных рассказах русских писателей, продолживших фольклорную традицию народа авторскими произведениями, отвечающими на детское ожидание волшебства на Рождество и готовность принимать на веру самые сказочные сюжеты.
И все же главный акцент в святочных рассказах придается ценности христианской нравственности и имеет назидательный характер. Обычно, в святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои переживают события, позволяющие им духовно переродиться. В финале истории обязательно следует мораль — то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса.

Существуют произведения, которые читаются уже многими поколениями.
Например, рассказы Ф. М. Достоевского («Мальчик у Христа на елке»), А.И. Куприна («Бедный принц»), М.М. Зощенко («Елка»), Н.С. Лескова («Зверь», «Неразменный рубль») и др.
В поэзии И.А. Бунина («Вечерний ангел»), Б. Л. Пастернака («Рождественская звезда»), А. Фета («Ночь тиха»), Саши Черного («Рождественское»), И. А. Бродского («Рождество») и многих-многих других поэтов отражены переживания, рожденные святым праздником.

В годы советской власти святочные рассказы переродились в жанр новогодних сказок, стараясь сохранить дух волшебства, радостного предчувствия чуда, семейных и нравственных ценностей. Атмосфера праздника и карнавала воссоздана в детских произведениях Н.Н. Носова, Д.Ю. Драгунского, А.П. Гайдара, А.Н. Толстого и др.
В современной русской литературе рождественский и новогодний жанры продолжают свое развитие. Можно найти тексты, напрямую не связанные с праздником Рождества Христова, но передающие его особый смысл. Нужно ли говорить, что рождественские семейные чтения остаются частью праздничного досуга и создают нужное настроение.

Не смотря на всё разнообразие святочных историй, они учат и призывают нас к любви и милосердию, к тому, что человек должен быть готов поделиться частичкой своего душевного тепла с другими и тогда может произойти Рождественское Чудо.
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.

М. Лермонтов
Поделиться материалом: