Большое значение для перестройки работы имели директивные документы, обязывающие пропагандировать славное боевое прошлое русского народа, использовать все формы библиотечной работы для информирования населения о положении нашей армии, активизировать работу по продвижению идей популяризации трудового героизма, как важнейшей составляющей победы над врагом.
Первое с чем столкнулись библиотекари — это сохранение книжных фондов и каталогов. Многие из них из центральных районов перекочевали на Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. Повезло отделам рукописей и редких книг, коллекциям нелегальной революционной литературы, особо ценным собраниям книг и переводных изданий.

Немалых усилий потребовалось, чтобы переместить тысячи книг в подвальные помещения. Чтобы предотвратить угрозы бомбардировок, силами команды местной противовоздушной обороны (МПВО) библиотек были подняты на чердаки многие сотни ведер с песком, а перекрытия были окрашены огнеупорными красками.

Несмотря на самоотверженный труд, на оккупированной территории СССР было уничтожено более 100 млн изданий.
Во время войны библиотеки вышли за пределы своих зданий. Так, Московский метрополитен стал не только бомбоубежищем для многих горожан, но и библиотекой. «Районные и клубные библиотеки открыли на всех станциях метро свои филиалы, — сообщает 26 ноября 1941 года «Вечерняя Москва». — Создался постоянный читательский актив. На ст. «Охотный ряд» выдается за вечер 400–500 книг». Историческая публичная библиотека открыла на станции «Курская» литературно-художественную выставку, посвященную Отечественной войне 1812 года, здесь же можно почитать книги по истории и свежие газеты.

По инициативе библиотечных работников передвижные библиотеки выделялись в санитарные поезда, большая работа велась в госпиталях.
Библиотека на станции Курской
«1942. 28 августа. Пятница. Выдал 16 армянских и узбекских книг госпиталю №5008». (Библиотечный дневник М.М. Клевенского)
Подставка для книг, разработанная в РГБ для госпиталя
Зимний вечер. Темнота хоть глаз выколи. Дорога скользкая, того и гляди упадешь, но мы, взявшись с Леной за руки, быстро шагаем на ночное дежурство в госпиталь. Мы знаем, что нас там ждут и наш приход принесет радость и хоть небольшое облегчение в физических страданиях…
Из воспоминаний Дорины Фёдоровны Бродской, главного библиотекаря хранения ГБР (1942)
Новый подкаст «Плетеных языков» посвящен фильмам о войне. С сотрудником отдела культурно-просветительных программ и редактором блога Нимус Говорит Львом Суминым мы обсуждаем те фильмы, режиссерам которых удалось показать войну «по-новому» именно за счет визуальных средств и приемов: от «Летят журавли» до «1917».
«1942. 28 августа. Пятница. Выдал 16 армянских и узбекских книг госпиталю №5008». (Библиотечный дневник М.М. Клевенского)
Подставка для книг, разработанная в РГБ для госпиталя
В первую очередь перед библиотеками стояли задачи помогать населению овладевать военными знаниями, оказывать помощь в развитии народного хозяйства и воспитывать патриотизм. Поэтому их деятельность была тесно приближена к предприятиям, колхозам и совхозам, воинским частям.

В работу библиотекарей входило создание рукописных «боевых листовок» и книжек-самоделок, которые как правило изготовлялись из газет, где в годы войны печатались (с продолжением) романы, повести и пьесы советских писателей. Книжки-самоделки составлялись так же на общественно-политические и военно- оборонные темы.

Стремясь удовлетворить возросший спрос читателей на литературу по овощеводству и огородничеству, библиотеки проводили беседы, лекции и консультации по агротехнике выращивания овощей, пропагандировались книги и брошюры об использовании грибов, лесных ягод и др. съедобных дикорастущих культур.
Библиотеки стремились собрать и сохранить в своих фондах экземпляры печати партизанских отрядов и подпольных издательств, организованных в тылу врага.
В Ленинграде есть библиотека Академии наук. Так вот мы туда ходили за книгами. Через весь Невский и дальше, пешком. Ох, это было очень далеко. И потом, стужа. И обстрел. Ну вот, придёшь туда, а там все библиотекари на своих местах. В зале мороз, горит коптилка, люди в шубах, в одеялах. Ищет такой человек книгу на полке, и видишь, что он слаб, как былинка. А в библиотеке порядок, великий порядок
Отзыв одного из читателей Библиотеки Академии наук СССР в газете «Известия» (1943)
Публичные библиотеки стали местом образования и развлечения для школьников и детей, потому что многие школы были закрыты. Например, очень важным событием в Библиотеке Ленина было открытие 10 мая 1942 года детского читального зала, который вскоре перерос в целый отдел детской и юношеской литературы. В гостях у молодых читателей побывали такие писатели как: С.Я. Маршак, А.Л. Барто, К.И. Чуковский и многие другие.
Черновики правил пользования читальным залом для детей и черновики объявлений в зале.
Дети работают с каталогом в детском читальном зале.
Поделиться материалом: