Как устроен автомобильный спорт?

Автоспорт в России. Какой он?

ЕКАТЕРИНА


Я считаю, что RDS GP — это самый крутой чемпионат по дрифту. В этом году – это 100% так, потому что никто в мире, кроме нас не провел полноценных сезонов. Есть серия основная GP, младшие серии Юг, Запад, Восток, Сибирь, и конечно, это самые крутые соревнования, и организация у них на высочайшем уровне. Если мы говорим про зимний дрифт, то в Красноярске есть Winter Drift Battle, где ребята в основном ездят на жигулях, и для меня это вообще любимый чемпионат. Он очень крутой, и я получаю огромное удовольствие, когда в нем участвую.


Если смотреть более глобально, то всегда считалось, что крутейший чемпионат — это Formula Drift в Америке (там конечно, большие бюджеты и более высокотехнологичные машины), D1 GP в Японии начинает потихоньку сдуваться. Но я считаю, что у нас самые крутые пилоты.


Фото: Дмитрий Здомский


ДМИТРИЙ


У нас в стране не развита эта сфера. Капитализм в нашей стране всего двадцать лет из этого есть две проблемы: мы не умеем продавать и покупать в автоспорте, ни зрелища, ни машины, ни участие. И еще, у нас нет культуры потребления. Люди не привыкли платить за билеты, мерч, одежду с именами пилотов. Они готовы получать это даром, или закрыть на это глаза и сосредоточится на чем-то другом. Я не могу их в этом винить.


Мировой автоспорт существует параллельно с капитализмом несколько десятков лет. Все это время в автоспорте были такие же коммерческие отношения, и люди, которые в него приходят в Европе, Америке, Азии, они понимают, что это такая же сфера жизни, как бизнес, как развлечения, как походы в кинотеатр. Просто расходы немного другие, но за это точно также нужно платить, это можно покупать или продавать. Я не знаю откуда мои сверстники и люди младше берут идею, что им кто-то что-то должен, что государство должно построить треки, и что-то еще дать. Я так не думаю. Но это нам здорово мешает.


Если бы мы больше понимали, что мы живем в обществе потребления, и только продажи и покупка помогают двигаться вперед. Не я это придумал, кому-то повезло заниматься этим, не имея финансовых возможностей, но сейчас мы имеем то, что имеем: автоспортом могут заниматься дети богатых людей и богатые люди. Все. Плохо это или хорошо, я не знаю. Но в России богатых людей мало. Есть люди, у которых такая возможность есть, а есть те, у кого такой возможности нет.


Фото: FS USURT

FS USURT

Соревнования Formula SAE впервые состоялись в 1978 году в Америке, затем в 1998 появился европейский аналог, который носит название Formula Student. Это как раз соревнования, в которых мы участвуем. Дебют же первой российской команды состоялся только в 2006 году. Команда нашего университета присоединилась к соревнованиям в 2013 году в Италии. Из-за такого разрыва конкуренция между российскими и зарубежными командами серьезная. Формула Студент в России стремительно развивается, но пока мы еще в роле догоняющих, как минимум в количестве команд-участников.

Однако, уровень команд уже достаточно высок, в плане технологий иногда мы не уступаем иностранным командам. В России более развиты команды из Москвы, так как они первопроходцы и имеют больше опыта. Долгое время соревнования проходили в Тюмени, последние несколько лет проходят в Москве. Основные этапы соревнований проходят в Европе. Наша команда побывала в Италии и Венгрии, в этом году должны были поехать в Нидерланды, но из-за пандемии участие было переведено в онлайн-формат. Нам нравится там, где можно получить ценный опыт.