создателям магазинов комиксов в России
Это уже второй раз, когда мы из сотрудников библиотеки превращаемся в онлайн-интервьюеров. На этот раз мы поговорили с создателями аж четырех магазинов комиксов из разных российских городов — Волгоград, Красноярск, Екатеринбург, Москва.

Мы задали им 20 вопросов о культуре комиксов, стереотипах вокруг них, о том, что такое индустрия комиксов в России и как их бизнес выживает во время пандемии.
Комиксы — это одно из направлений в искусстве, увлечение, работа и часть жизни уже на протяжении 9 лет.
Что такое комикс для вас?
Впервые я познакомился с комиксами в 8-9 лет, но я не могу сказать, что они перевернули мою жизнь. Комикс для меня – возможность для самореализации и один из главных атрибутов гик-индустрии.
Для меня комиксы — это давнее и любимое увлечение. С определённого момента я посвящаю ему бóльшую часть своей жизни.
Для нас комиксы — это увлечение, которое переросло в бизнес. Мы искренне любим комиксы и даже читаем почти всё, что выходит, когда время позволяет.
Как так вышло, что вы открыли собственный магазин комиксов?
Хотелось создать не просто бизнес, а интересный и новый проект. На момент открытия, рынка комиксов в России практически не было, мы попали в самое начало его формирования. Оказались в нужное время в нужном месте.
В 18 лет я был студентом во Владивостоке, шел 2015 год, и я с горечью осознал, что в городе нет ни одного магазина с адекватным соотношением цена/качество. Именно в тот момент появился «Доллар по 15».
Всё довольно спонтанно получилось. Мне в то время совсем не нравилась моя работа, в очередной день по дороге туда, я подумал, что нужно что-то менять и предложил своему другу Данилу Козлову попробовать заняться тем, что всегда было мне интересно — комиксами. В те годы в России только-только установилась какая-то стабильная периодичность выхода переводных комиксов, а мест, где можно было бы их повыбирать, полистать, и, самое главное, пообщаться — почти не было, и я о таком месте мечтал. Мы подкопили немного денег, договорились о субаренде с местными ребятами-настольщиками, и открыли свой малюсенький магазинчик.
Мы заметили, что в нашей стране есть абсолютно свободная ниша – комиксы, которые до нас продавались только в книжных и очень маленьких комиксшопах, которые, как правило, находились в каких-нибудь труднодоступных подвалах и подворотнях. Мы изначально тоже открылись в подвале «Пятерочки» на метро Бауманская, но только чтобы проверить жизнеспособность идеи комиксшопа с минимальными бюджетами. Бизнес оказался вполне рабочим, и мы сразу же переехали в центр, в Центральный Детский Магазин (ЦДМ) на Лубянке.
«Комиксы читают только дети, а все продавцы комиксов выглядят как персонаж из Симпсонов».
Моё любимое заблуждение связано с тем, что комиксы покупают и читают только парни. Примерно 35% покупателей – девушки. Касательно про заблуждение о возрасте – я думаю, это связано с тем, что в пространстве СНГ только дети 90-х по-настоящему познакомились с комиксами, посредством сериалов или мультфильмов. А сейчас эти самые дети «подросли», поэтому комиксы покупают условно люди 14-35 лет.
Комиксы — это часть плана Запада по промывке мозгов беззащитному населению России, комиксы для детей, комиксы — это только супергерои. Я предлагаю тем, кто будет это интервью читать, придумать новый, незаезженный стереотип, а мы с ним начнём бороться. Настоящая схватка получится, как в супергеройских комиксах!

Если без шуток, мы правда с этими стереотипами пытаемся бороться. Например, проводим (а точнее проводили до пандемии) каждые две недели бесплатные эвенты, которые может посетить любой желающий, поговорить про комиксы, почитать их, поделиться впечатлениями с другими читателями, и задать вопросы ребятам, работающим в индустрии.
Раньше действительно считалось, что комиксы для детей. Сейчас ситуация активно меняется, потому что объем рынка комиксов непрерывно растет, и всем становится очевидно, что большинство комиксов далеко не для детей. Также многие думают, что комиксы — это обязательно супергерои. Опять же, это не так. На рынке есть масса исторических комиксов, комиксов по видеоиграм, ужасы, приключения и даже образовательные.
Ваши любимые заблуждения, связанные с комиксами.
На Западе культура комиксов очень развита. То, чем занимаетесь вы — это попытка добиться того же в России?
Какая у вас миссия?
Мы не пытаемся сделать мир лучше или доломать его окончательно. Мы просто занимаемся интересным делом. В любом случае, все наши поступки оставляют след и меняют общий ход истории, и мы определенно внесли свой небольшой вклад для популяризации комикс-культуры на локальном уровне.
Мы команда студентов (хотя я год назад закончил вуз). Нам близко это увлечение и мы помогаем единомышленникам из нашего города найти что-то интересное для себя.
Отчасти, наверное, да, мы опираемся на западный опыт, и, безусловно хотим, чтобы больше людей в нашей стране открыли для себя комиксы и то, какими разными они бывают. Но, не буду говорить за всех, а лично я этим делом занимаюсь в первую очередь из-за того, что мне нравятся комиксы, и нравится работать и общаться с живыми, весёлыми, вдохновляющими, интересными людьми. Так вот я могу описать коммьюнити заинтересованных читателей, сценаристов, художников нашего города и страны.
У магазина «Comic Street» лишь одна миссия – популяризация и развитие рынка комиксов в России.
Got Comics, Екатеринбург @ Ельцин Центр
Комиксы читают не только дети. Их читают люди интересующиеся живописью, литературой, кинематографом. Комикс, сам по себе, является чем-то пограничным между этими направлениями.
Это все влияние супергеройских фильмов? Теории большого взрыва? Очень странных дел?
Определенно кинематограф повлиял на сознание русского читателя. Сделал его более гибким. Романтизировал образ любителей и коллекционеров комиксов.
Да, в первую очередь, конечно, кинокомиксы сделали своё дело. И не стоит забывать, что дети, которые родились в 2000-х и росли на этих фильмах и сериалах, подросли и у них появились собственные средства для того чтобы покупать комиксы и узнавать оригинальные истории.
Да, действительно, большую роль сыграло кино, снятое по мотивам комиксов, или про людей, которые эти комиксы читают, развитие интернета, и распространение мировой культуры в нашей стране. Вдобавок ко всему, к началу десятых годов в России достигло деятельного возраста поколение ребят, которые комиксы полюбили в детстве, и с ними выросли. Такая вот вышла синергия.
Много факторов на это повлияло. Во-первых, в нашей стране начали издавать переводные комиксы, во-вторых, Marvel запустили очень успешную киновселенную, в-третьих, стали появляться российские авторы. Всё вместе возымело эффект.
Почему внезапно в 2010-е годы у нас возросла популярность комиксов?
«Теория большого взрыва» (2007-2019)
Самая культовая серия комиксов?
Человек-Паук. И для понимания разности культов и восприятия, я бы добавила Хранители Алана Мура.
Для меня лично это Город Грехов. Если говорить про общемировое признание – это конечно Detective Comics, серия которая подарила миру без преувеличения сотни известных персонажей.
Пусть будут Хранители, о них часто говорят даже те, кто обычно комиксы не читает.
Сложно выделить что-то одно. И, скорее всего, у каждого читателя будет свой ТОП. Но у каждого в этом ТОПе обязательно будет что-нибудь про Человека-паука или Бэтмена, т. е. серии «Большой двойки» — Marvel и DC.
Комиксы создали образ героя, который послужил прототипом для множества поп-культурных персонажей. Трудно объективно выделить одного. Субъективно для меня – это Бэтмен.
Думаю, что это Супермен. Символ жанра супергероики, который так активно завоёвывал место в медиасреде последние 20 лет и, во многом, благодаря которому про комиксы заговорили и в нашей стране. Вдобавок ко всему, Супермен, конечно, больше чем просто супергерой. Это некий идеальный, недостижимый образ человека. Как его называют — Man of Tomorrow, эталон абсолютного гуманизма, к которому мы все, по-хорошему, должны стремиться, и символ надежды на лучшее, для всех, кому нелегко. Мне кажется, сейчас, этот герой может стать снова горячо актуальным, недаром самые пиковые моменты популярности супергероики приходились на непростые времена.
Опять же, таких много, и для каждого читателя и даже для каждой страны это свои персонажи. Для России – Человек-паук и Бэтмен, для США – Супермен и Капитан Америка.
Самый важный поп-культурный персонаж, зародившийся на страницах комикса?
Самый знаковый автор комиксов?
Стэн Ли.
Алан Мур. Хотя, конечно, это чисто вопрос вкуса.
Самый знаковый, наверное, Уилл Айснер. Человек, который заметно повлиял на образ комикса в массовом сознании, заставил очень многих отбросить уже упомянутый нами стереотип о том, что комиксы — это чтиво для детей, не выходящее за рамки одного жанра. Крупнейшая комикс-премия США названа его именем.
Стэн Ли — он придумал Человека-Паука и Мстителей
Алан Мур — автор сценария серии комиксов Хранители
Уилл Айснер — c 1940-го года его комикс Дух выходил в виде приложения к воскресной газете ⟶
За этим стоит один человек, который сам придумывает идею, пишет диалоги и отрисовывает иллюстрации? Или же целая команда?
В периодических комиксах, таких как у издательств Marvel, Image или Bubble — над каждым выпуском в строгом графике работает целая команда людей. Обычно это сценарист, основной художник, занимающийся карандашным рисунком, художник контура, художник цвета, шрифтовой дизайнер, редактор, корректор и др.

В случае с непериодическими изданиями, команда может ограничиваться сценаристом и художником. Или и вовсе одним художником, который сам для себя пишет сценарий. Правильного рецепта нет.
Все начинается с идеи, которую придумывает автор или сценарист. Далее ее расписывают в сценарий и делают раскадровку (тот же сценарий, но по кадрам). Далее художник рисует так, как это описано в раскадровке, колорист красит (нередко колористом выступает сам художник). Потом страницы отправляются на вёрстку и только после этого в печать.
Как происходит процесс создания комикса?
Правда, что все реплики в комиксах выполняются шрифтами похожими на Comic Sans? Или это тоже заблуждение?
Тут не обойтись без расследования. Наверное, так и есть. Скажу только, что шрифт создан в начале 90-х, а основные издательства комиксов начали свою деятельность гораздо раньше.
Я бы сказал, что скорее каким угодно шрифтом, только не Comic Sans.
Скорее заблуждение. Каждый автор / художник использует такой шрифт, который считает нужным.
В комиксах есть цензура?
В той же степени, в какой она существует в рамках любого другого медиума. В книгах, кино, музыке. Спектр твоей свободы самовыражения ограничен рамками законов страны, в которой ты живёшь и работаешь и собственным ощущением пределов допустимого.
При желании в интернете можно найти многое. Только ты знакомишься с комиксом в том числе из-за иллюстраций, и куда приятнее листать печатное издание, да и любительские переводы в интернете – сомнительное удовольствие.
Насколько нам известно, крайне редко авторы комиксов публикуют их в электронном виде. В электронном виде можно найти пиратские варианты известных комиксов.
Действительно, вся печатная продукция переезжает в цифру. В Америке есть несколько сервисов цифровой дистрибуции комиксов, самым крупным из которых является ComiXology. В России из специализированных сервисов мне известен только Bubble Club, с комиксами издательства Bubble. Некоторые книжные издательства распространяют диджитал версии комиксов через магазины цифровых книг.


Насколько это удобно — каждый решает для себя. Человек, имеющий возможность читать только в метро по дороге на работу, предпочтёт, вероятно, цифровую компактную версию книги, чтобы себя не перегружать. Я лично — стопроцентный бумажник. Мне нравятся красивые издания, нравится держать книгу в руках, перелистывать страницы, разглядывать иллюстрации, ставить книгу на полку, и в окружении этих полок жить.
С комиксами в этом плане всё сложнее. Помимо текстовой информации, комикс передаёт еще и визуальную, т. е. то, что в книге написано словами, в комиксе изображено картинками, и вам нужно одновременно рассматривать картинки и читать диалоги. Например, в комиксе никто не пишет «за окном шел снег» — в комиксе это рисуют. С экрана смартфона / планшета и даже компьютера потреблять визуальную информацию одновременно с текстовой – некомфортно. Поэтому пока что в России ни у кого не получилось массово перевести комиксы в диджитал, хотя на западе есть успешный пример – ComiXology.
Сейчас уже в порядке вещей, что книги можно читать / слушать со смартфона или планшета.
Комиксы тоже можно найти в электронном виде на каком-нибудь условном Bookmate или ЛитРес? Насколько это удобно?
Приложение ComiXology для Android
В любой развитой индустрии есть корпорации и есть небольшие частные компании. Говоря о создании комиксов, а не о продаже лицензий западных изданий, Россия только пытается создать эти корпорации, например, Bubble. В России есть самостоятельные и отличные авторские комиксы. Авторы издаются кому как удобно, общаясь лишь в рамках коммьюнити.
Варианты встречаются самые разные, на просторах СНГ издательств никак не меньше 40, а скорее всего и больше.
В России на текущий момент более десятка комикс-издательств. Часть из них – импринты книжных издательств, например, FanZon. Часть – независимые, например, Бумкнига. Вдобавок ко всему, есть много авторов, издающихся собственными силами, без посредников, занимающиеся самостоятельно и печатью, и распространением.
Все очень просто. Есть издательства, которые специализируются исключительно на комиксах, а есть крупные издательства, которые тоже издают комиксы. Так или иначе, сейчас все стараются издавать комиксы.
Среди них есть независимые, а есть те, что являются частью больших книжных издательств?
Много ли в России комиксовых издательств?
Может ли к вам в магазин прийти автор самиздат-комикса, у которого в рюкзаке лежит очень ограниченный тираж своего комикса, который он напечатал на собственные деньги, и попробовать выставиться у вас в магазине?
Разумеется, может.
У нас были такие прецеденты. Некоторые особенно харизматичные авторы так начинали свою карьеру.
Очень легко. В нашем магазине есть целый раздел с самиздатом, мы всеми руками приветствуем и поддерживаем авторов, издающихся своими силами, и готовы принять на реализацию любой комикс, не призывающий к дискриминации кого-либо, на условиях 100% денег с продаж автору.
Да, конечно. Также нам можно сдать на реализацию б/у комиксы, и мы выставим их в магазине.
Комиксы, как кино и литература, — область, имеющая много жанров. Это не всегда приключения супергероя в привычном понимании. Люди могут ждать от комиксов разного и для каждого есть своя история.
Самые популярные комиксы в вашем магазине? Те, что постоянно расхватывают.
Комиксы вселенной Marvel, Рик и Морти, а также у нас особой популярностью пользуется комикс Назад в будущее.
Из супергеройских комиксов самые популярные — про Паука и Бэтмена. Из несупергеройских, например, комикс Дора от художницы Ани Консервы прям рекорды продаж ставил.
Примерно каждые две недели этот ТОП меняется. Его можно увидеть на нашем сайте в разделе «Лидеры продаж». Но есть вещи, которые продаются всегда и много, например, Хранители и Vендетта Алана Мура или The Sandman Нила Геймана.
Comic Street, Москва @ ЦДМ
Расскажите о самом редком комиксе в вашем магазине.
Например, комикс культовой серии Marvel, выходивший в России в 2005 году. Среди русских комиксов на данный момент — один из самых раритетных. Также у нас есть редкие английские комиксы 80-90-х, которые пользуются большим спросом.
У нас часто бывают очень крутые вещи, но они уходят в течение дня. Например, у нас был первый выпуск Фантастической Четверки в оригинале и первый выпуск Карателя тоже в оригинале. Чтобы выцепить такие раритеты, нужно просто чаще чекать наш сайт.
С чего начать знакомство с комиксами человеку, который никогда их не читал?
Дело в том, что комикс такой же предмет искусства, как и кино. Все может зависеть от возраста человека, темперамента. Это тоже один из главных мифов про комиксы, что это про что-то конкретное. Даже среди шедевральных комиксов есть и философия, чего стоит только Нил Гейман, эротика в самых разных формах, фантастика и мультяшки. Поэтому, это как выбрать сериал — все сильно зависит от твоих предпочтений.
Можно выбрать любую автономную, законченную историю в жанре, который вам симпатичен, и попробовать. Универсального совета дать, к сожалению, не получится — кому-то интереснее почитать как Росомаха сбегает из секретной лаборатории, кому-то как у Элисон Бекдел непросто складывались отношения с отцом. Хотя, пожалуй, один универсальный совет у меня всё-таки есть — заглядывайте к нам в магазин, мы всегда с большим вниманием относимся к просьбам посетителей, и стараемся подбирать комиксы таким образом, чтобы читатель остался доволен.
Это очень популярный вопрос. У нас на сайте даже есть специальный раздел «С чего начать». Вкратце, все комиксы выходят сериями. Серия – это законченная история. Берете любую понравившуюся серию и начинаете читать с первого тома.
KARANDASH, Волгоград @ ТЦ Ворошиловский
Duran, Gudim., Oh No — комиксы наших дней, выходящие в соцсетях. Как вы относитесь к ним и считаете ли их вообще причастными к этому виду искусства?
Разумеется к интернет-комиксам отношение положительное, многие весьма забавные, некоторые из них просто отличные. На мой вкус, Duran и ШКЯ — подтверждают это.
Duran в некоторых местах становится локальным мемом даже внутри нашей команды , а с остальными не знаком.
Хорошо отношусь, никаких предрассудков в отношении веб-комиксов у меня нет. Очень нравится то, что в формате стрипов делают, например, Бьенни Монтеро, Патрик Спэрроу, Сара Андерсен. Из более масштабных веб-комиксов — Kill 6 billion demons, Necropolis.
Да, конечно они причастны. Некоторые из них даже издавались и продавались у нас. И все перечисленные ребята большие молодцы – они не стали ждать, пока их кто-то издаст, а начали продвигать свое творчество самостоятельно. И понятно, что их формат это в большинстве своем скорее не комиксы, а отдельные стрипы, но в соцсетях иначе никак.
Как ваш магазин переживает пандемию? Вы продаете комиксы онлайн?
Мы переживаем, как и весь малый бизнес. Пытаемся адаптироваться к изменениям рынка, работаем онлайн на нашем сайте.
Великолепно. Мы смотрим сериалы, кушаем чипсы и иногда созваниваемся в дискорде. Подрабатываем таксистами, веб моделями и экстрасенсами. Да, мы работаем онлайн, и у нас действует доставка.
Да, мы вывезли почти весь товар из физического магазина и переключились на онлайн-продажи, бесплатную доставку по городу, и почтовые отправки по стране. Уровень онлайн продаж в нашем случае, к сожалению, несопоставим с уровнем физических. Есть финансовые трудности, которые после того как снимут все ограничения придётся решать в реактивном режиме.

Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо всем ребятам, которые поддерживают наш магазин во время пандемии. Без вашего внимания и помощи этот переход в «домашний» режим стал бы для нашего магазина путешествием, из которого не возвращаются, абсолютно точно.
Наша выручка просела на 80%, т. к. бóльшая ее часть находилась все-таки в офлайне. Но мы запустили бесплатную доставку по всей России, кэшбек за покупки, бонусы за отзывы на сайте, которыми можно расплачиваться, и пока держимся на плаву.
Доллар по 15, Красноярск @ страница ВКонтакте
Есть устоявшееся выражение «это уже было в Симпсонах», а были ли комиксы, в которых описывались события, напоминающее происходящее сейчас в мире?
Сейчас удивительное время. Всё, что происходит абсолютно кинематографично. Мне кажется, мы все уже давно в параллельной вселенной Симпсонов.
Да, например в комиксе Говард Утка, который вышел достаточно давно, один из героев спрашивает у другого «Мы на Луне!», на что его собеседник отвечает «Ага, скажи еще, что Трамп сейчас президент».
Конечно! Это комикс Хранители. История о том, как в условиях обстановки в мире, напряжённой до крайней степени, человечество отступилось от внутренних конфликтов и объединилось против внешнего врага — огромной устрашающей венериной мухоловки из далёкого космоса. Я тут на днях новости читал про крушение НЛО в Бразилии, а вчера про то, как учёные из NASA в Антарктиде нашли признаки существования параллельной вселенной. Так что может и нам пора расслабиться, простить соседям их любовь к сверлению стен, и всем вместе начать готовить достойный отпор каким-нибудь мрачным жукам из параллельных вселенных. Как-никак 2020 год богат на сюрпризы.
Скажем так, в комиксах было уже практически всё.
Хранители
Что такое комикс для вас?
Комиксы — это одно из направлений в искусстве, увлечение, работа и часть жизни уже на протяжении 9 лет.
Впервые я познакомился с комиксами в 8-9 лет, но я не могу сказать, что они перевернули мою жизнь. Комикс для меня – возможность для самореализации и один из главных атрибутов гик-индустрии.
Для меня комиксы — это давнее и любимое увлечение. С определённого момента я посвящаю ему бóльшую часть своей жизни.
Для нас комиксы — это увлечение, которое переросло в бизнес. Мы искренне любим комиксы и даже читаем почти всё, что выходит, когда время позволяет.
Как так вышло, что вы открыли собственный магазин комиксов?
Хотелось создать не просто бизнес, а интересный и новый проект. На момент открытия, рынка комиксов в России практически не было, мы попали в самое начало его формирования. Оказались в нужное время в нужном месте.
В 18 лет я был студентом во Владивостоке, шел 2015 год, и я с горечью осознал, что в городе нет ни одного магазина с адекватным соотношением цена/качество. Именно в тот момент появился «Доллар по 15».
Всё довольно спонтанно получилось. Мне в то время совсем не нравилась моя работа, в очередной день по дороге туда, я подумал, что нужно что-то менять и предложил своему другу Данилу Козлову попробовать заняться тем, что всегда было мне интересно — комиксами. В те годы в России только-только установилась какая-то стабильная периодичность выхода переводных комиксов, а мест, где можно было бы их повыбирать, полистать, и, самое главное, пообщаться — почти не было, и я о таком месте мечтал. Мы подкопили немного денег, договорились о субаренде с местными ребятами-настольщиками, и открыли свой малюсенький магазинчик.
Мы заметили, что в нашей стране есть абсолютно свободная ниша – комиксы, которые до нас продавались только в книжных и очень маленьких комиксшопах, которые, как правило, находились в каких-нибудь труднодоступных подвалах и подворотнях. Мы изначально тоже открылись в подвале «Пятерочки» на метро Бауманская, но только чтобы проверить жизнеспособность идеи комиксшопа с минимальными бюджетами. Бизнес оказался вполне рабочим, и мы сразу же переехали в центр, в Центральный Детский Магазин (ЦДМ) на Лубянке.
«Комиксы читают только дети, а все продавцы комиксов выглядят как персонаж из Симпсонов».

Ваши любимые заблуждения, связанные с комиксами.
Моё любимое заблуждение связано с тем, что комиксы покупают и читают только парни. Примерно 35% покупателей – девушки. Касательно про заблуждение о возрасте – я думаю, это связано с тем, что в пространстве СНГ только дети 90-х по-настоящему познакомились с комиксами, посредством сериалов или мультфильмов. А сейчас эти самые дети «подросли», поэтому комиксы покупают условно люди 14-35 лет.
Комиксы — это часть плана Запада по промывке мозгов беззащитному населению России, комиксы для детей, комиксы — это только супергерои. Я предлагаю тем, кто будет это интервью читать, придумать новый, незаезженный стереотип, а мы с ним начнём бороться. Настоящая схватка получится, как в супергеройских комиксах!

Если без шуток, мы правда с этими стереотипами пытаемся бороться. Например, проводим (а точнее проводили до пандемии) каждые две недели бесплатные эвенты, которые может посетить любой желающий, поговорить про комиксы, почитать их, поделиться впечатлениями с другими читателями, и задать вопросы ребятам, работающим в индустрии.
Раньше действительно считалось, что комиксы для детей. Сейчас ситуация активно меняется, потому что объем рынка комиксов непрерывно растет, и всем становится очевидно, что большинство комиксов далеко не для детей. Также многие думают, что комиксы — это обязательно супергерои. Опять же, это не так. На рынке есть масса исторических комиксов, комиксов по видеоиграм, ужасы, приключения и даже образовательные.
На Западе культура комиксов очень развита. То, чем занимаетесь вы — это попытка добиться того же в России?

Какая у вас миссия?
Мы не пытаемся сделать мир лучше или доломать его окончательно. Мы просто занимаемся интересным делом. В любом случае, все наши поступки оставляют след и меняют общий ход истории, и мы определенно внесли свой небольшой вклад для популяризации комикс-культуры на локальном уровне.
Мы команда студентов (хотя я год назад закончил вуз). Нам близко это увлечение и мы помогаем единомышленникам из нашего города найти что-то интересное для себя.
Got Comics, Екатеринбург @ Ельцин Центр
Отчасти, наверное, да, мы опираемся на западный опыт, и, безусловно хотим, чтобы больше людей в нашей стране открыли для себя комиксы и то, какими разными они бывают. Но, не буду говорить за всех, а лично я этим делом занимаюсь в первую очередь из-за того, что мне нравятся комиксы, и нравится работать и общаться с живыми, весёлыми, вдохновляющими, интересными людьми. Так вот я могу описать коммьюнити заинтересованных читателей, сценаристов, художников нашего города и страны.
У магазина «Comic Street» лишь одна миссия – популяризация и развитие рынка комиксов в России.
Комиксы читают не только дети. Их читают люди интересующиеся живописью, литературой, кинематографом. Комикс, сам по себе, является чем-то пограничным между этими направлениями.
Почему внезапно в 2010-е годы у нас возросла популярность комиксов? Это все влияние супергеройских фильмов? Теории большого взрыва? Очень странных дел?
Определенно кинематограф повлиял на сознание русского читателя. Сделал его более гибким. Романтизировал образ любителей и коллекционеров комиксов.
Да, в первую очередь, конечно, кинокомиксы сделали своё дело. И не стоит забывать, что дети, которые родились в 2000-х и росли на этих фильмах и сериалах, подросли и у них появились собственные средства для того чтобы покупать комиксы и узнавать оригинальные истории.
«Теория большого взрыва» (2007-2019)
Да, действительно, большую роль сыграло кино, снятое по мотивам комиксов, или про людей, которые эти комиксы читают, развитие интернета, и распространение мировой культуры в нашей стране. Вдобавок ко всему, к началу десятых годов в России достигло деятельного возраста поколение ребят, которые комиксы полюбили в детстве, и с ними выросли. Такая вот вышла синергия.
Много факторов на это повлияло. Во-первых, в нашей стране начали издавать переводные комиксы, во-вторых, Marvel запустили очень успешную киновселенную, в-третьих, стали появляться российские авторы. Всё вместе возымело эффект.
Самая культовая серия комиксов?
Человек-Паук. И для понимания разности культов и восприятия, я бы добавила Хранители Алана Мура.
Для меня лично это Город Грехов. Если говорить про общемировое признание – это конечно Detective Comics, серия которая подарила миру без преувеличения сотни известных персонажей.
Пусть будут Хранители, о них часто говорят даже те, кто обычно комиксы не читает.
Сложно выделить что-то одно. И, скорее всего, у каждого читателя будет свой ТОП. Но у каждого в этом ТОПе обязательно будет что-нибудь про Человека-паука или Бэтмена, т. е. серии «Большой двойки» — Marvel и DC.
Самый важный поп-культурный персонаж, зародившийся на страницах комикса?
Комиксы создали образ героя, который послужил прототипом для множества поп-культурных персонажей. Трудно объективно выделить одного. Субъективно для меня – это Бэтмен.
Думаю, что это Супермен. Символ жанра супергероики, который так активно завоёвывал место в медиасреде последние 20 лет и, во многом, благодаря которому про комиксы заговорили и в нашей стране. Вдобавок ко всему, Супермен, конечно, больше чем просто супергерой. Это некий идеальный, недостижимый образ человека. Как его называют — Man of Tomorrow, эталон абсолютного гуманизма, к которому мы все, по-хорошему, должны стремиться, и символ надежды на лучшее, для всех, кому нелегко. Мне кажется, сейчас, этот герой может стать снова горячо актуальным, недаром самые пиковые моменты популярности супергероики приходились на непростые времена.
Опять же, таких много, и для каждого читателя и даже для каждой страны это свои персонажи. Для России – Человек-паук и Бэтмен, для США – Супермен и Капитан Америка.
Самый знаковый автор комиксов?
Стэн Ли.
Алан Мур. Хотя, конечно, это чисто вопрос вкуса.
Самый знаковый, наверное, Уилл Айснер. Человек, который заметно повлиял на образ комикса в массовом сознании, заставил очень многих отбросить уже упомянутый нами стереотип о том, что комиксы — это чтиво для детей, не выходящее за рамки одного жанра. Крупнейшая комикс-премия США названа его именем.
Стэн Ли — он придумал Человека-Паука и Мстителей
Алан Мур — автор сценария серии комиксов Хранители
Уилл Айснер — c 1940-го года его комикс Дух выходил в виде приложения к воскресной газете
Как происходит процесс создания комикса?
В периодических комиксах, таких как у издательств Marvel, Image или Bubble — над каждым выпуском в строгом графике работает целая команда людей. Обычно это сценарист, основной художник, занимающийся карандашным рисунком, художник контура, художник цвета, шрифтовой дизайнер, редактор, корректор и др.

В случае с непериодическими изданиями, команда может ограничиваться сценаристом и художником. Или и вовсе одним художником, который сам для себя пишет сценарий. Правильного рецепта нет.
Все начинается с идеи, которую придумывает автор или сценарист. Далее ее расписывают в сценарий и делают раскадровку (тот же сценарий, но по кадрам). Далее художник рисует так, как это описано в раскадровке, колорист красит (нередко колористом выступает сам художник). Потом страницы отправляются на вёрстку и только после этого в печать.
Правда, что все реплики в комиксах выполняются шрифтами похожими на Comic Sans? Или это тоже заблуждение?
Тут не обойтись без расследования. Наверное, так и есть. Скажу только, что шрифт создан в начале 90-х, а основные издательства комиксов начали свою деятельность гораздо раньше.
Я бы сказал, что скорее каким угодно шрифтом, только не Comic Sans.
Скорее заблуждение. Каждый автор / художник использует такой шрифт, который считает нужным.
В комиксах есть цензура?
В той же степени, в какой она существует в рамках любого другого медиума. В книгах, кино, музыке. Спектр твоей свободы самовыражения ограничен рамками законов страны, в которой ты живёшь и работаешь и собственным ощущением пределов допустимого.
Сейчас уже в порядке вещей, что книги можно читать / слушать со смартфона или планшета. Комиксы тоже можно найти в электронном виде на каком-нибудь условном Bookmate или ЛитРес?
При желании в интернете можно найти многое. Только ты знакомишься с комиксом в том числе из-за иллюстраций, и куда приятнее листать печатное издание, да и любительские переводы в интернете – сомнительное удовольствие.
Насколько нам известно, крайне редко авторы комиксов публикуют их в электронном виде. В электронном виде можно найти пиратские варианты известных комиксов.
Действительно, вся печатная продукция переезжает в цифру. В Америке есть несколько сервисов цифровой дистрибуции комиксов, самым крупным из которых является ComiXology. В России из специализированных сервисов мне известен только Bubble Club, с комиксами издательства Bubble. Некоторые книжные издательства распространяют диджитал версии комиксов через магазины цифровых книг.

Насколько это удобно — каждый решает для себя. Человек, имеющий возможность читать только в метро по дороге на работу, предпочтёт, вероятно, цифровую компактную версию книги, чтобы себя не перегружать. Я лично — стопроцентный бумажник. Мне нравятся красивые издания, нравится держать книгу в руках, перелистывать страницы, разглядывать иллюстрации, ставить книгу на полку, и в окружении этих полок жить.
Приложение ComiXology для Android
С комиксами в этом плане всё сложнее. Помимо текстовой информации, комикс передаёт еще и визуальную, т. е. то, что в книге написано словами, в комиксе изображено картинками, и вам нужно одновременно рассматривать картинки и читать диалоги. Например, в комиксе никто не пишет «за окном шел снег» — в комиксе это рисуют. С экрана смартфона / планшета и даже компьютера потреблять визуальную информацию одновременно с текстовой – некомфортно. Поэтому пока что в России ни у кого не получилось массово перевести комиксы в диджитал, хотя на западе есть успешный пример – ComiXology.
Много ли в России комиксовых издательств?
Среди них есть независимые, а есть те, что являются частью больших книжных издательств?
В любой развитой индустрии есть корпорации и есть небольшие частные компании. Говоря о создании комиксов, а не о продаже лицензий западных изданий, Россия только пытается создать эти корпорации, например, Bubble. В России есть самостоятельные и отличные авторские комиксы. Авторы издаются кому как удобно, общаясь лишь в рамках коммьюнити.
Варианты встречаются самые разные, на просторах СНГ издательств никак не меньше 40, а скорее всего и больше.
В России на текущий момент более десятка комикс-издательств. Часть из них – импринты книжных издательств, например, FanZon. Часть – независимые, например, Бумкнига. Вдобавок ко всему, есть много авторов, издающихся собственными силами, без посредников, занимающиеся самостоятельно и печатью, и распространением.
Все очень просто. Есть издательства, которые специализируются исключительно на комиксах, а есть крупные издательства, которые тоже издают комиксы. Так или иначе, сейчас все стараются издавать комиксы.
Может ли к вам в магазин прийти автор самиздат-комикса, у которого в рюкзаке лежит очень ограниченный тираж своего комикса, который он напечатал на собственные деньги, и попробовать выставиться у вас в магазине?
Разумеется, может.
У нас были такие прецеденты. Некоторые особенно харизматичные авторы так начинали свою карьеру.
Очень легко. В нашем магазине есть целый раздел с самиздатом, мы всеми руками приветствуем и поддерживаем авторов, издающихся своими силами, и готовы принять на реализацию любой комикс, не призывающий к дискриминации кого-либо, на условиях 100% денег с продаж автору.
Да, конечно. Также нам можно сдать на реализацию б/у комиксы, и мы выставим их в магазине.
Комиксы, как кино и литература, — область, имеющая много жанров. Это не всегда приключения супергероя в привычном понимании. Люди могут ждать от комиксов разного и для каждого есть своя история.
Самые популярные комиксы в вашем магазине? Те, что постоянно расхватывают.
Комиксы вселенной Marvel, Рик и Морти, а также у нас особой популярностью пользуется комикс Назад в будущее.
Из супергеройских комиксов самые популярные — про Паука и Бэтмена. Из несупергеройских, например, комикс Дора от художницы Ани Консервы прям рекорды продаж ставил.
Примерно каждые две недели этот ТОП меняется. Его можно увидеть на нашем сайте в разделе «Лидеры продаж». Но есть вещи, которые продаются всегда и много, например, Хранители и Vендетта Алана Мура или The Sandman Нила Геймана.
Расскажите о самом редком комиксе в вашем магазине.
Например, комикс культовой серии Marvel, выходивший в России в 2005 году. Среди русских комиксов на данный момент — один из самых раритетных. Также у нас есть редкие английские комиксы 80-90-х, которые пользуются большим спросом.
У нас часто бывают очень крутые вещи, но они уходят в течение дня. Например, у нас был первый выпуск Фантастической Четверки в оригинале и первый выпуск Карателя тоже в оригинале. Чтобы выцепить такие раритеты, нужно просто чаще чекать наш сайт.
С чего начать знакомство с комиксами человеку, который никогда их не читал?
Дело в том, что комикс такой же предмет искусства, как и кино. Все может зависеть от возраста человека, темперамента. Это тоже один из главных мифов про комиксы, что это про что-то конкретное. Даже среди шедевральных комиксов есть и философия, чего стоит только Нил Гейман, эротика в самых разных формах, фантастика и мультяшки. Поэтому, это как выбрать сериал — все сильно зависит от твоих предпочтений.
KARANDASH, Волгоград @ ТЦ Ворошиловский
Можно выбрать любую автономную, законченную историю в жанре, который вам симпатичен, и попробовать. Универсального совета дать, к сожалению, не получится — кому-то интереснее почитать как Росомаха сбегает из секретной лаборатории, кому-то как у Элисон Бекдел непросто складывались отношения с отцом. Хотя, пожалуй, один универсальный совет у меня всё-таки есть — заглядывайте к нам в магазин, мы всегда с большим вниманием относимся к просьбам посетителей, и стараемся подбирать комиксы таким образом, чтобы читатель остался доволен.
Это очень популярный вопрос. У нас на сайте даже есть специальный раздел «С чего начать». Вкратце, все комиксы выходят сериями. Серия – это законченная история. Берете любую понравившуюся серию и начинаете читать с первого тома.
Duran, Gudim., Oh No — комиксы наших дней, выходящие в соцсетях. Как вы относитесь к ним и считаете ли их вообще причастными к этому виду искусства?
Разумеется к интернет-комиксам отношение положительное, многие весьма забавные, некоторые из них просто отличные. На мой вкус, Duran и ШКЯ — подтверждают это.
Duran в некоторых местах становится локальным мемом даже внутри нашей команды , а с остальными не знаком.
Хорошо отношусь, никаких предрассудков в отношении веб-комиксов у меня нет. Очень нравится то, что в формате стрипов делают, например, Бьенни Монтеро, Патрик Спэрроу, Сара Андерсен. Из более масштабных веб-комиксов — Kill 6 billion demons, Necropolis.
Да, конечно они причастны. Некоторые из них даже издавались и продавались у нас. И все перечисленные ребята большие молодцы – они не стали ждать, пока их кто-то издаст, а начали продвигать свое творчество самостоятельно. И понятно, что их формат это в большинстве своем скорее не комиксы, а отдельные стрипы, но в соцсетях иначе никак.
Как ваш магазин переживает пандемию? Вы продаете комиксы онлайн?
Мы переживаем, как и весь малый бизнес. Пытаемся адаптироваться к изменениям рынка, работаем онлайн на нашем сайте.
Великолепно. Мы смотрим сериалы, кушаем чипсы и иногда созваниваемся в дискорде. Подрабатываем таксистами, веб моделями и экстрасенсами. Да, мы работаем онлайн, и у нас действует доставка.
Да, мы вывезли почти весь товар из физического магазина и переключились на онлайн-продажи, бесплатную доставку по городу, и почтовые отправки по стране. Уровень онлайн продаж в нашем случае, к сожалению, несопоставим с уровнем физических. Есть финансовые трудности, которые после того как снимут все ограничения придётся решать в реактивном режиме.

Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо всем ребятам, которые поддерживают наш магазин во время пандемии. Без вашего внимания и помощи этот переход в «домашний» режим стал бы для нашего магазина путешествием, из которого не возвращаются, абсолютно точно.
Наша выручка просела на 80%, т. к. бóльшая ее часть находилась все-таки в офлайне. Но мы запустили бесплатную доставку по всей России, кэшбек за покупки, бонусы за отзывы на сайте, которыми можно расплачиваться, и пока держимся на плаву.
Есть устоявшееся выражение «это уже было в Симпсонах», а были ли комиксы, в которых описывались события, напоминающее происходящее сейчас в мире?
Сейчас удивительное время. Всё, что происходит абсолютно кинематографично. Мне кажется, мы все уже давно в параллельной вселенной Симпсонов.
Да, например в комиксе Говард Утка, который вышел достаточно давно, один из героев спрашивает у другого «Мы на Луне!», на что его собеседник отвечает «Ага, скажи еще, что Трамп сейчас президент».
Конечно! Это комикс Хранители. История о том, как в условиях обстановки в мире, напряжённой до крайней степени, человечество отступилось от внутренних конфликтов и объединилось против внешнего врага — огромной устрашающей венериной мухоловки из далёкого космоса. Я тут на днях новости читал про крушение НЛО в Бразилии, а вчера про то, как учёные из NASA в Антарктиде нашли признаки существования параллельной вселенной. Так что может и нам пора расслабиться, простить соседям их любовь к сверлению стен, и всем вместе начать готовить достойный отпор каким-нибудь мрачным жукам из параллельных вселенных. Как-никак 2020 год богат на сюрпризы.
Скажем так, в комиксах было уже практически всё.
Хранители